«Терм» интервью Владимира Владимировича Бондаренко
В июле 2002 г. научно-производственному предприятию «Терм», разработчику и производителю комбинированной системы электроотопления, исполняется 10 лет. О том, как создавалось и развивалось предприятие, как накапливался опыт и расширялся бизнес, рассказывает директор НПФ «Терм» Владимир Бондаренко.
Вершинин Виктор
— Владимир Владимирович, с чего все начиналось?
— Наверное, с мечты. Если помните, лет 10 назад была в Екатеринбурге организация, которая называлась «Свой дом». Основали ее строители МЖК. Тот коллектив сохранился, и накопленный опыт они хотели реализовать в строительстве «своего дома» — это дешевле чуть ли не в 2 раза. Однако наверху идею не поддержали. «У нас в Екатеринбурге есть ДСК, в городе нужно строить многоэтажки, ну а с коттеджами идите на болота», — примерно так звучал отказ. В то время я и попал в компанию. Я понимал, что коттеджи нужно обогревать электричеством — кто на болота центральное отопление протянет? А идея мне очень нравилась. Представьте: свой дом, где воплощены все ваши замыслы, недорогой, с замечательным отоплением. Это и сейчас актуально. Жаль, тогда этот проект, продвигаемый практически на голом энтузиазме, не был реализован.
Однако идея не погибла. Пришли другие технологии, нашлись другие строители. В это время судьба свела «Терм» с Валерием Семеновичем Полуяненко, директором фирмы «Центр строительных технологий». В 1995 году мы с ним впервые осуществили проект «теплого» дома с полным электрическим отоплением на основе кабельных систем подогрева пола «Теплолюкс». Сегодня у нас уже сотни подобных действующих объектов.
— Чего добился «Терм» за 10 лет?
— Мы прошли долгий путь от ИЧП, получившего в 1993 г. первый льготный кредит от Эдуарда Росселя на создание системы обогрева ульев, до научно производственной фирмы — одной из ведущих на рынке электрического отопления. Фирма «Терм» сегодня предоставляет полный комплекс услуг — от создания до монтажа, разрабатывает уникальные системы управления, вполном объеме реализующих идею интеллектуального дома.
Может показаться удивительным, но именно Урал в последние годы стал местом внедрения новейших технологий электрического отопления. В этом есть доля и нашего труда. Мы привязаны к своему региону глубоким знанием рынка, проектами и монтажом, формируем рынок электрического отопления на Урале и развиваемся вместе с ним. Сотрудничаем в основном с оптовыми организациями, специализированными магазинами, частными клиентами. Для последних, как правило, разрабатываем проекты и монтируем их «под ключ». Есть у нас и ноу-хау, позволяющие держать в секрете свои разработки. Иначе в России просто нельзя.
— Вы говорите, что системы электрического отопления — это здорово, что за ними будущее. А как обстоят дела с внедрением электроотопления в массовое жилищное строительство?
— Жизнь показывает, что пришло время новых, экономически выгодных технологий. Темпы развития систем электрического отопления сопоставимы с темпами развития компьютеров. В 2000 г. в Екатеринбурге ввели в эксплуатацию примерно 300000 кв. м жилья. Это около 3000 квартир. А систем «Теплолюкс» было продано приблизительно 1000 единиц, т. е. теплыми полами оборудовали 1/3 квартир! В 2001 г. таких систем реализовали в 1,5 раза больше (всего в России работает около полумиллиона систем электроотопления). Но по сравнению с западными странами, где доля электро отопления доходит до 50%, это немного. Возможно, главная причина — наша консервативность. Есть сейчас в Екатеринбурге интересный аванпроект крупного жилого дома только с электро отоплением. Строительство планируется в таком районе, куда нельзя провести центральное отопление, а электроэнергию возможно дать только ночью. Проект разработали в СМУ-3 при нашем непосредственном участии. Он любопытен тем, что кабели обогрева закладываются в панели еще при возведении дома, а дополнительное тепло в квартиры пойдет от конвекторов. Интересовались нашими идеями в «Центральном Посаде» и некоторых фирмах, ведущих коттеджные застройки.
— Наверняка на предприятии сложился сплоченный коллектив, способный решать сложные задачи?
— Десять лет для МП — это большой срок. Предприятие основали под конкретную задачу — создать системы электрического отопления теплого дома. Предполагалось, что мы будем и разрабатывать, и внедрять различные проекты. В МП все важно: и фирменный знак, и широкий кругозор сотрудников, и умение договариваться с людьми. Потенциал нашего предприятия очень высок. Все наши работники — специалисты в своем деле, изобретатели, рационализаторы, новаторы, ну и просто порядочные люди. «Терм» очень обязательная организация. Мы живы потому, что всегда ставили себе реальные, достижимые цели и обязательно добивались их выполнения. Добьемся и в будущем. Поэтому нам удалось подойти к 10-летнему юбилею твердым шагом и во всеоружии, сохранить свою мощь, быть уверенными в завтрашнем дне. Я хочу поздравить своих соратников, всех своих друзей, своих партнеров с нашим общим юбилеем. Я уверен — все у нас еще впереди.
«Деловой Квартал», №3(335), 28 января 2002г.